Дата:   24.11.2017 г.
Время:
 
 
Профессионалам и любителям
ПРОСТО * ДОСТУПНО * ИНТЕРЕСНО
01796
Подписной
индекс
Опрос
У вас Интернет-доступ
Погода
 
Архив - Обработка звука - Журнал «Компьютер»
Обработка звука
№ 9-10'2006     Владислав Демьянишин   сайт автора    Тема: Мультимедиа     ( Прочитано 9954 раз )
 
Аудио данные являются неотъемлемой частью видео и обрабатываются всегда вместе, и об этом я уже немного рассказывал в предыдущих номерах вашего любимого журнала. Но недавно я получил просьбу о помощи следующего содержания: “Нужна помощь в поиске программы, с помощью которой можно
"выдрать" песню, играющую в ролике, и записать её в отдельный mp3 или wav файл. Заранее благодарю!”
И тут я понял, что обработка звука как отдельного потока данных интересует читателя не меньше, чем обработка видео. А ведь действительно, часто в фильмах используются интересные саундтреки, которые приятно было бы послушать просто как MP3; либо всякого рода киношные фразы, например, с голосом всемирно известного Арнольда: “Асталависта бейби”; либо бывает, что из звуковой дорожки обычного флеш ролика сериала “Масяня” хочется вырезать заразительный смех главной героини и вставить в звук загрузки Windows как антидепрессант.
Одно дело “выдрать” заинтересовавшие вас звуки, а другое дело вырезать из них ненужное, откорректировать амплитуду звучания, добавить простые эффекты, например, хорового звучания или эха. Ещё бывает, что очень надо записать на микрофон свои звуки или голосовые спичи, после чего практически всегда возникает необходимость очистить оное от посторонних шумов и щелчков.
Вот этим мы сегодня и займёмся. При этом не будем искать какое-то супер-пупер ПО, а постараемся обойтись тем, что есть у нас под руками, или почти у всех под руками.
 
Подготовка звука к обработке
 
Если мы собираемся работать со звуковой дорожкой видео ролика, то сперва следует извлечь её из видео файла.
 
Вырезаем звук из видео ролика
 
Для этого нам понадобится уже набивший оскомину, но по прежнему незаменимый видео редактор VirtualDub (сейчас трудно найти человека, который бы о нём не слышал). Сначала открываем через меню File > Open video file > видео ролик предпочтительно формата AVI/MPEG. Перемещаем позиционер проигрывателя в начало нужного фрагмента, кликаем на кнопке MarkIn, затем перемещаем позиционер в конец фрагмента и кликаем уже на кнопке MarkOut – и фрагмент выделен. Остаётся выбрать в меню File > Save WAV и мы имеем извлечённый аудио фрагмент.
 
Получаем WAV из MP3
 
Несомненно, некоторые читатели увлекаются созданием своих ремиксов, как этим иногда грешу я :) или просто бывает так, что скачаешь долгожданную MP3-шку, а в ней в начале какой-то неуместный проигрыш, или в конце огрызок песни, которая была на CD следующей, когда исходный диск граббили. Естественно, возникает непреодолимое желание оградить себя от такого издевательства и вычистить вожделенный саунд. Тогда пользуясь тем, что у нас есть под руками, а именно, в виртуальном смысле, есть программа WinAmp, то в главном её меню Options > Preferences > Plug-ins > Output > выбираем Nullsoft Disk Writer plug-in > кнопочка Configure > для параметра Output directory выбираем папку, куда следует копировать конвертированные аудио данные. По умолчанию конвертирование выполняется в формат WAV PCM 44кГц/16 бит стерео. При желании можно формат сменить на другой.
После этого закрываем диалоговое окно настройки плагина кнопкой Ok и окно настроек клавишей Close. Снова оказавшись перед панелью плеера смело выбираем MP3-файл, который хотим конвертировать в WAV и нажимаем Play. Главное, чтобы была отключена опция автоповтора при достижении конца плей-листа. Таким образом, можно конвертировать файлы целыми группами. Следует учитывать, что под получаемый WAV-файл на диске должно быть доступно свободное место размером приблизительно в 10 раз превышающим исходный MP3. После завершения процесса конвертирования, которое очень напоминает ускоренное и немое воспроизведение плей-листа, снова заходим в меню Options > Preferences > Plug-ins > Output > выбираем плагин, который был установлен для воспроизведения. У меня это Crossfading DirectSound output.
 
Собственно звук готов к обработке. Но прежде, чем перейти к обработке, забегу немного вперёд, и скажу, что для преобразования уже нашего обработанного WAV в MP3 можно использовать местами своенравный, но всё же функциональный граббер CDex.
 
Обработка звука
 
Для обработки звука, никуда не денешься, но придётся применить аудио редактор. Можно, конечно воспользоваться редактором Sound Forge, или на худой конец Nero Wave Editor из пакета Nero, он и под рукой чаще всего оказывается, ведь уже трудно найти пользователя, не записывающего самостоятельно оптические диски, и эффекты в нём есть самые популярные, и записывать с микрофона он умеет. НО! Но речь всё же пойдёт о редакторе и анализаторе звука Cool Edit Pro. Он и занимает гораздо меньше (версия 1.1 размером 10 Мб), и возможности у него более мощные, так сказать, не только для баловства :)
Cool Edit Pro – звуковой редактор, в котором воплощено все самое передовое из области обработки сигналов. Интерфейс программы достаточно прост и интуитивно понятен. Но за этой внешней простотой скрываются сложные и эффективные алгоритмы, методы, технологии.
Подобные технологии принято называть космическими. И это не только образное выражение. В самом деле, оптимальная фильтрация сигнала на фоне помех, которая применялась при радиолокационном исследовании Венеры, используется в Cool Edit Pro для устранения шума, сопровождающего фонограмму, записанную с микрофона. Или возьмем алгоритм интерполяции, способный сотворить чудо – восстановить первоначальную форму клиппированного сигнала. Этот алгоритм подобен тем, что позволяют воссоздать фрагменты переданных с борта космического аппарата на Землю сигналов, когда они оказываются утраченными, например, из-за возмущений в ионосфере.
В общем, более наукоемкого звукового редактора, чем Cool Edit Pro, пока нет. А между тем прототип этого редактора создан всего одним человеком –
Дэвидом Джонсом. Права на распространение программы принадлежат фирме Syntrillium Software Corporation. Судя по всему, её уже перекупила фирма Adobe. Популярность Cool Edit Pro отчасти объясняется тем, что более ранняя версия редактора, Cool Edit 96, была свободно распространяемой (Share Ware). Да и сейчас его условно бесплатные версии можно найти в Интернете на сайте www.syntrillium.com (Cool Edit 2000). На протяжении ряда лет автор программы непрерывно улучшал свое детище и практически достиг совершенства. Редактор доступен по адресу www.adobe.com/special/products/audition/syntrillium.html
 
Удаление шума в Cool Edit Pro
 
Иногда бывает жалко выкинуть кассету с давних пор с полюбившимися песнями, которые уже весьма трудно найти в Интернете или просто из-за того, что не неизвестно название композиций, и возникает желание записать их с магнитофона на компьютер, то бишь увековечить в цифровом виде. При записи с магнитофона сигнал получается очень зашумлённым. Такой шум называют “белым”, и его спектр состоит из практически всех частот слышимого человеческим ухом диапазона. Не меньше шумов возникает при записи голоса с микрофона, когда в сигнал попадает фон близко стоящих на столе колонок, рокот вентиляторов и винчестера системного блока, уличный шум, и т. д. Но всё это “лечится” при помощи редактора Cool Edit.
Открываем аудио файл. Сначала выделяем любой участок сигнала, где есть шум, но нет полезного сигнала. В меню Transform (или Effects) > Noise Reduction > Noise Reduction > кнопка Get Profile from Selection > Ok, благодаря чему определяем характеристику шума, который следует вычесть из звука, чтобы получить чистый сигнал. Теперь следует выделить тот участок сигнала, который необходимо очистить, или просто снять выделение для всего сигнала.
 
Обработка звука в Cool Edit Pro, VirtualDub
 
Снова в меню Transform (или Effects) > Noise Reduction > Noise Reduction > параметр Noise Reduction Level устанавливаем на 75%, если полезный сигнал содержит только человеческую речь. Если сигнал содержит музыку, то рекомендую снизить параметр Noise Reduction Level до 50%, иначе музыка получит окраску эффекта хлюпающей воды, что сделает прослушивание не очень приятным. Я думаю, будет лишним говорить, что для достижения наилучшего результата следует всё же поэкспериментировать с параметром Noise Reduction Level, хотя приведённых мною величин вполне достаточно для быстрого достижения приемлемого результата. На всякий случай, вдруг пригодится, скажу, что в окне Noise Reduction по умолчанию включён маячок Remove Noise, что и приводит к удалению шума. Если же включить маячок Keep Only Noise, то в обрабатываемом сигнале останется только шум, а полезный сигнал будет удалён.
 
 
 
 
 
Удаление щелчков в Cool Edit Pro
 
При записи с микрофона часто в сигнал попадают помехи в виде щелчков или звука выдыхаемого воздуха. Этого можно избежать, если микрофон располагать не перед ртом, а чуть ниже нижней губы, чтобы вылетающий при выдохе воздух не попадал в микрофон. И всё же абсолютно всех щелчков избежать не удаётся, поэтому приходится прибегать к специально предназначенной для этого функции в меню Transform (или Effects) > Noise Reduction > Click/Pop Eliminator. Хотя, честно признаюсь, мне так и не удалось добиться желаемого результата при помощи данной функции редактора. Возможно, я просто не смог подобрать нужные величины параметров. Но я не растерялся, и слегка помозговав, пришёл к выводу, что поскольку щелчки имеют природу низких частот, близких к постоянной составляющей, то их можно достаточно просто в меню Transform (или Effects) > Filters > Graphic Equalizer заглушить, занизив частоту 31 Гц, а в особо трудных случаях, ещё частоту 62 Гц. И так, если нужно, пройтись по сигналу дважды и это серьёзно снизит ощутимость щелчков, практически до их незаметности.
 
Коррекция амплитуды сигнала
 
Когда уровень сигнала слишком низкий, особенно это касается записи с микрофона, и звук очень тихий, то в меню Transform (или Effects) > Amplitude > Amplify > закладка Constant Amplification > параметр Amplification можно регулировать от 0 до 300%, что позволяет, как ослабить сигнал, так и усилить в 3 раза. При этом следует учесть возможное зашкаливание при усилении и допускать до этого не желательно.
 
Смена семплирования
 
В меню Edit > Adjust Sample Rate можно изменить величину семплирования, например с 44100 до 22050, что приведёт к тому, что голос станет звучать грозно, но растянуто, или наоборот можно сменить с 22050 до 44100, и тогда голос получится с детским акцентом или что-то вроде смешного голоса внеземной цивилизации.
 
Преобразование основных параметров
 
Имеется возможность конвертировать сигнал стерео в моно с переносом одного канала в сигнал, либо смешивая оба канала в указанных пропорциях и наоборот; 8 бит в 16/32 бит и обратно; со сменой семплирования или без. Эта функция доступна в меню Edit > Convert Sample Type.
 
Эффекты в Cool Edit Pro
 
Не могу хотя бы кратко не рассказать об эффектах, предоставляемых Cool Edit Pro. Но сначала надо сказать, что в диалоговом окне практически каждого доступного эффекта есть кнопочка Preview, позволяющая при изменении параметров эффекта тут же в реальном времени прослушать результат, который может получиться. При этом в таком диалоговом окне может быть окошко со списком уже имеющихся предустановленных эффектов (пресетов), которые можно опробовать, то бишь поиграться с ними и подобрать на свой вкус. В случае необходимости, параметры эффекта можно отрегулировать, и добавить в список уже имеющихся эффектов с произвольным именем кнопкой Add.
Редактор сохраняет все настройки, в том числе и созданные пользователем фильтры в файлы: cool.ini, coolacm.ini, coolcust.ini в пути C:Windows. Это я к тому, что после переустановки операционной системы можно легко вернуть все настройки из копий предварительно сохранённых конфигурационных файлов программы.
Например, эффект Transform > Filters > ScientificFilter > Strictly 1KHz позволяет получить эффект звука телефонного разговора. Наверное, многие в музыкальных клипах замечали такую фишку. Ну вот, теперь она доступна и вам :)
Если нужен эффект имитации звучания эха в сыром водосточном коллекторе или туннеле, то милости просим в меню Transform > Dilay Effects > Multilap Delay > Premonishon.
Когда необходимо создать эффект хорового исполнения, то прямая дорога в
Transform > Delay Effects > Chorus > параметр Thickness установить, например в 5 голосов либо выбрать пресет Quartet.
Если в кино вы когда-то замечали, как слышит окружающие звуки главный герой, которого накачали транквилизаторами, либо просто когда он себя плохо чувствует, уходя в прострацию, то следующий эффект позволит вам сделать то же самое с вашей подопытной музыкальной композицией Transform > Delay Effects > Echo > Drain Pipe.
В меню Transform > Delay Effects > Sweeping Phaser следующие эффекты, управляя фазой сигнала, позволяют добиться тоже весьма интересного звучания: Crunchy, Wah-Wah-Wahs, Wishy-Washy, Synth Phasing, Vocal Phasing.
Ещё предлагаю побаловаться со следующими эффектами:
Transform > Delay Effects > Delay > Spatial Left, Transform > Dilay Effects > Flanger > Sci_Fi 60's, Transform > Amplitude > Channel Mixer > Vocal Cut
Новый фильтр DTMF/Notch Filter, предназначенный для удаления из фонограммы не только звуков, сопровождающих работу телефона с тональным набором номера, но и любых узкополосных помех. Например, можно удалить наводку от сети питания с частотой 50 Гц и ряд связанных с этой частотой гармоник (в общей сложности до 6 частот), совершенно не затронув полезные составляющие звука на частотах 49 Гц и 51 Гц.
Ещё хочу сказать, что затухания в начале и в конце или волнообразного нарастания/затухания звука можно добиться в Transform > Amplitude > Envelope, воспользовавшись как уже готовыми пресетами, либо создать произвольный, расположив узлы сплайна как вам угодно, перетащив мышкой каждый узел в пределах окна с сеткой шкалы.
Для более детального просмотра и выбора сигнала следует пользоваться кнопками Zoom In/Zoom Out для уменьшения масштаба горизонтальной шкалы времени. Эти кнопки в виде линз с плюсом и минусом расположены возле группы кнопок управления прослушиванием сигнала.
 
Обработка звука в Cool Edit Pro, VirtualDub
 
В режиме мелкого масштаба можно перемещаться по сигналу перетаскивая мышкой саму шкалу влево/вправо.
 
Сохраняем файл
 
Сохранить результат работы можно в файл формата AU (для тех, кто увлекается программированием на Java), либо в формат WAV PCM, выбрав тип файла Windows PCM. Есть возможность сохранить в файл WAV со сжатием уровня MP3 (Mpeg Layer-3), для чего следует выбрать тип файла ACM Waveform, затем в этом же диалоге по кнопке Options указать формат (кодек Mpeg Layer-3/OGG/…) и качество сжатия (битрейт).
 
А напоследок я скажу…
 
Обо всех возможностях и нюансах работы с редактором рассказать в одной статье невозможно. Но то, что читателям “Компьютера” теперь известно о таком превосходном редакторе и его ключевых возможностях, я считаю важным событием.
 

 
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
 
 
 
2009 - 2017 © СПД Зайцев А.Б.
Сайт является средством массовой информации.
При перепечатке и цитировании в печатных СМИ ссылка на журнал "Компьютер" обязательна.
При перепечатке и цитировании в Интернете обязательна активная гиперссылка на сайт Comput.com.ua, не закрытая для индексирования.
Украина онлайн Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Сайтов YandeG