Дата:   18.11.2017 г.
Время:
 
 
Профессионалам и любителям
ПРОСТО * ДОСТУПНО * ИНТЕРЕСНО
01796
Подписной
индекс
Опрос
Фотографируете
Погода
 
Архив - Универсальный диагностический адаптер 2KL- LPG- USB - Журнал «Компьютер»
Универсальный диагностический адаптер 2KL- LPG- USB
№ 1-2'2013     Виктор Михальчук     Тема: Железо     ( Прочитано 4896 раз )
 
Загорелась лампа Check Engine в автомобиле...
Обычному «домашнему компьютеру» с небольшой специальной программой и не сложным адаптером ничего не стоит «договориться» с «бортовым компьютером» автомобиля и объяснить Вам неисправность.
 
Бюджетный вариант компьютерного адаптера диагностики автомобиля, сочетает в себе два функционально различных устройства – адаптер K-line и адаптер Lpg interface, что позволяет существенно экономить деньги, получив два адаптера по цене одного. Адаптер 2KL- LPG- USB предназначен для согласования обычного персонального компьютера и автомобильных систем управления и диагностики, совместимых с ISO-9141 (K, L – line) или ISO14230 (KWP2000),- позволяет обслуживать наиболее массовый парк машин на данный момент, включая все отечественные многие европейские и азиатские автомобили (2KL- USB). Также данный адаптер 2KL- LPG- USB позволяет выполнять настройку-регулировку-диагностику автомобильных газовых топливных систем (газовых инжекторов), охватывая широкий круг различных производителей, совместимых со стандартным адаптером (AEB - LEONARDO; TARTARINI - SEQUENTIAL; ELPIGAZ - Voila Plus, Millenium; OMVL; AUTRONIC; LOVATO; ZAVOLI; AGIS; KME – AKME, BINGO, (DIEGO)) (Lpg interface-USB).
 
Диагностический комплекс на базе обычного компьютера (или ноутбука) с использованием данного адаптера позволяет выполнять чтение кодов неисправностей, чтение потоков данных, активные тесты исполнительных узлов, адаптацию газовых инжекторов, регулировку констант (УОЗ, СО и т.д.). Адаптер штатно подключается к компьютеру посредством USB порта, что важно при использовании современного ноутбука, с другой стороны колодка под винт позволяет подключиться отдельными проводами практически к любой колодке диагностики автомобиля.
 
Режим работы – адаптер 2KL- USB, установлены обе перемычки.
(Перемычки устанавливаются параллельно длинной стороне адаптера, смотри фото выше).
Не смотря на не высокую стоимость (конструкция не содержит ничего лишнего), адаптер 2KL- LPG- USB имеет очень неплохое схемотехническое оснащение. Адаптер полностью поддерживает OBD-2 протокол обмена данными - ISO9141-2 (K, L- line) или ISO14230 (KWP2000, используется только K– line). Дополнительная возможность адаптера - наличие двухсторонней L-линии (ISO9141 предусматривает только одностороннюю L-линию, основное назначение которой подача Wake up последовательности для перехода в режим тестирования). Иногда в некоторых моделях Vag-группы и часто в Opel используют вывод L-линии для дополнительного обмена информацией относительно других систем автомобиля (не двигатель).
 
Схема адаптера имеет два одинаковых канала на базе двух драйверов-контроллеров L9637, - отсюда название 2KL (или KKL). Применение микросхем L9637 обеспечивает защиту от неправильных подключений - как от замыкания на массу, так и на 12В (непродолжительно). Для индикации выходных состояний K, L-линий используются два светодиода (расположены возле колодки коммутации по краям платы), активный низкий уровень – светодиод горит. Между индикаторами состояния линий установлен светодиод индикации питания (не яркое свечение указывает на питание USB 5В, яркое свечение свидетельствует о подаче внешнего питания +12В). Адаптер 2KL- LPG- USB совместим как с 12В потоком данных, так и с (некоторые старые автомобили, и часто американские блоки управления двигателем). Для перехода к работе с 5В потоком данных необходимо не подавать внешнее питание +12В, при этом питание адаптера осуществляется только от USB 5В, автоматически снижаются пороги компараторов в драйверах L9637.
 
На контроллере FT232 реализован USB-COM преобразователь (программы диагностики, в большинстве, используют COM-порт), соответственно перед подключением необходимо установить драйвер виртуального COM-порта и корректный номер порта (ряд программ диагностики не видят больше чем COM2).
Адаптер совместим с большинством платных и свободно распространяемых программ тестирования по K -линии (например, VagCom, VagTool для VW, AUDI, SEAT, SKODA; для отечественных ВАЗ, ГАЗ - icd, MyTester VAZ, MyTester GAZ, Motortester и др.). Программы диагностики для разных автомобилей в большом количестве представлены в Интернете. Совместимость конкретного автомобиля с протоколом обмена данными - ISO9141-2 проще всего определить по колодке диагностики OBD-2 (наличие определенных выводов свидетельствует о конкретном протоколе обмена данными). Протокол ISO9141-2 (производитель Азия - Acura, Honda, Infinity, Lexus, Nissan,Toyota, и др., Европа - Audi, BMW, Mercedes, MINI, Porsche, некоторые модели WV и др., ранние модели Chrysler, Dodge, Eagle, Plymouth) идентифицируется наличием контакта 7 (K-line) в диагностическом разъеме. Используемые выводы - 4, 5, 7, 15 (15 может не быть) и 16. ISO14230-4 KWP2000 (Daewoo, Hyundai, KIA, Subaru STi и некоторые модели Mercedes) аналогичен ISO9141.
 
Для справок другие OBD-2 протоколы:
SAE J1850 VPW (Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, GMC, Hummer, Isuzu, Oldsmobile, Pontiac, Saturn) - используемые выводы - 2, 4, 5, 16 (без 10).
SAE J1850 PWM (Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar, Mazda, Panoz, Saleen) - используемые выводы - 2, 4, 5, 10, 16.
ISO15765-4 (CAN) (новые модели Ford, Jaguar, Mazda, Mercedes, Nissan, Toyota, Lexus, Renault, Peugeot, Chrysler, Opel, WV, Audi, Porsche, Volvo, Saab и др.) - используемые выводы - 4, 5, 6, 14, 16.
 
Назначение выводов ("распиновка") 16-ти контактного диагностического разъема OBD-II (стандарт J1962):
02 - J1850 Bus+
04 - Chassis Ground
05 - Signal Ground
06 - CAN High (ISO 15765)
07 - ISO 9141-2 K-Line
10 - J1850 Bus-
14 - CAN Low (ISO 15765)
15 - ISO 9141-2 L-Line
16 - Battery Power (напряжение АКБ)
Пропущенные выводы могут использоваться конкретным производителем для своих нужд.
 
Диагностический разъем Daewoo, ВАЗ (старый)
A - GND
B - L-Line (может не быть)
M - K-Line
G - Управление топливным насосом
H - 12V. Постоянное c АКБ через предохранитель.
Иногда, если иммобилайзер не установлен, линия диагностики может висеть в воздухе и связь с ЭБУ отсутствует. В этом случае необходимо восстановить проводку в разъеме иммобилайзера.
 
Диагностический разъем ГАЗ.
1 +12V
2 +12V от АКБ
10 L-Line
11 K-Line
12 Масса
 
Перед подключением, чтобы не ошибиться, необходимо тестером вызвонить постоянные массу и +12В, критичным для сохранения работоспособности является правильное подключение массы. Работоспособность адаптера (правильность установки драйвера и работоспособность программы) легко проверить просто на столе без автомобиля, воспользовавшись сервисным меню программы тестирования - проверка адаптера. При выполнении команды тестирование адаптера происходит запись, и считывание одного бита, что отображается морганием светодиодов. Поочередно снимая перемычки проверяем отдельно каналы К и L линии (если сняты обе перемычки оба канала не имеют обратной связи, тест не проходит). Светодиоды промаргивают также при установлении связи с блоком управления двигателя в начале сеанса диагностики (отсутствие подобной индикации свидетельствует о неработоспособности или блокировании программы диагностики).
 
 
 
 
 
* Диагностика выполняется при включенном зажигании.
 
Провода подключения (лучше со штыревыми контактами на концах) не должны быть слишком длинными (не более 3м), так как в контроллере L9637 нет компенсации погонной емкости. При необходимости, можно использовать кабель-удлинитель USB (это также убережет USB разъем компьютера от механических нагрузок и повреждений). Желательно придерживаться следующей последовательности подключения для предупреждения повреждений статическим электричеством и электромагнитными наводками:
1. Подключить адаптер к ПК.
2. Подключить адаптер к ботовому контроллеру автомобиля в следующем порядке: масса подключается всегда в первую очередь, +12В (по необходимости), линия К, линия L (по необходимости).
3. Включить ПК.
4. Включить зажигание, или завести двигатель (в последнем варианте доступны ряд параметров работы двигателя).
5. Отключение в обратной последовательности.
* При использовании обычного стационарного компьютера необходимо использовать розетки с заземлением (в сырых помещениях не редки случаи пробоя импульсных источников питания ПК на корпус, что чревато не только повреждением оборудования, в том числе и бортового контроллера автомобиля, но и связано с риском поражения электрическим током).
 
Режим работы – адаптер Lpg interface - USB, обе перемычки сняты.
(Подключение только тремя проводами - масса и сигнальные цепи).
Значительное возрастание стоимости бензина стало причиной массового переоборудованных автомобилей под газ (при разнице в стоимости почти вдвое окупаемость затрат на установку газового оборудования всего несколько месяцев). Качество езды на газе (расход и приемистость) в значительной степени зависит от настройки газового инжектора. Процедура настройки достаточно сложная, требует знаний и опыта (только глубокое изучение тонкостей настройки-регулировки может привести к более хорошим результатам, чем первоначальная настройка при установке). Для программирования настоек обычно используется компьютер с соответствующим программным обеспечением и адаптер для подключения к контроллеру газового инжектора. Большинство газовых инжекторов различных фирм производителей рассчитаны на использование стандартного адаптера для настройки-регулировки, представляющего собой преобразователь сигналов СОМ порта в TTL уровень (AEB - LEONARDO; TARTARINI - SEQUENTIAL; ELPIGAZ; OMVL; AUTRONIC; LOVATO; широкое распространение получили польские системы - KME – AKME, BINGO, (DIEGO), - кроме хорошего соотношения цена/качество производитель на сайте разместил инструкции и бесплатные программы настройки). В случае отсутствия СОМ порта, возможно применение USB-COM преобразователя с драйвером виртуального COM порта (большинство дата кабелей мобильных телефонов выполнены таким образом). Данный адаптер 2KL- LPG- USB представляет собой USB-COM преобразователь, выполненный на контроллере FT232. USB-COM преобразователь FT232 наиболее лучший вариант с возможностью передачи данных на нестандартных скоростях (соответственно возможно использовать в адаптерах диагностики двигателя по К-линии). Перед подключением адаптера необходимо установить драйвер виртуального COM-порта и корректный номер порта (программы диагностики не видят больше чем COM4).
 
Некоторые программы диагностики поставляются с встроенным драйвером USB-COM другого производителя (очень часто используется более дешевый PL2303), в подобных случаях использовать встроенный драйвер не нужно, нужно использовать только драйвер FT232.
 
Сигналы обмена данных с газовыми системами имеют TTL уровень, применение подобного интерфейса накладывает жесткие ограничения на длину кабеля подключения – желательно максимально короткий кабель, с низкой погонной емкостью, лучше не более 1м (удлинение возможно со стороны USB, - это также убережет USB разъем компьютера от механических нагрузок и повреждений). Как было сказано выше, схема адаптера 2KL- LPG- USB содержит два драйвера L9637, соответственно в варианте Lpg interface эти микросхемы также несут функцию защиты от неправильных подключений, а также делая менее жесткими требования на длину кабеля (подобное решение выгодно отличает данный адаптер 2KL- LPG- USB от стандартного адаптера Lpg interface без какой либо защиты сигнальных цепей, однако токовая нагрузка сигнальных цепей выше из-за L9637, но это снижает уровень помех). Ниже показана распайка часто встречающих разъемов для программирования газовых инжекторов. Перед подключением, чтобы исключить ошибки, необходимо тестером вызвонить массу и питание,- масса всегда подключается первой, +12В питание не используется для Lpg interface, и недопустимо ошибочное подключение сигнальных цепей на питание.
 
Распайка наиболее часто встречающих разъемов подключения к компьютеру для программирования газовых инжекторов.
Синий - К, зеленый - L, красный +12, черный (или коричневый) - масса.
 
P.S.
 
Справочная информация. Сигналы L -линии - данные от автомобиля к диагностическому оборудованию, сигналы К-линии - данные от диагностического оборудования к автомобилю (более точно это RXD (L-линия) и TXD (К-линия) сигналы компьютера).
 
Иногда установщики газового оборудования меняют местами провода К и L линий в колодке диагностики, установить связь с блоком управления становится невозможным (простой и эффективный способ для привязки к СТО). В таком случае помогает адекватная перестановка сигнальных проводов в разъеме адаптера 2KL- LPG- USB.
 
Основное отличие адаптера K-line от Lpg interface - в адаптере К-линии диагностики инжекторных двигателей используется двунаправленная 12В шина обмена данными (К-линия), в которой происходит объединение потоков данных к автомобилю и к диагностическому оборудованию. В адаптере Lpg interface 5В потоки данных остаются раздельным (RXD и TXD сигналы), соответственно изменение схемы осуществляется разделением цепей путем снятия двух специальных перемычек (питание +12В просто не подается и адаптер работает с 5В уровнями). Проверка работоспособности всех элементов схемы 2KL- LPG- USB проще в режиме 2KL- USB, что описано выше.
 
Замечание.
Микросхемы драйверы L9637 из-за высокой защиты от неправильных подключений имеют относительно низкую скорость передачи данных (50кБит/сек). Подобной скорости более чем достаточно для обмена данных по К-линии (10,4кБит/сек), однако в сочетании с критично низким напряжением питания (4,5В от USB с учетом защитного диода) скорость передачи данных сильно падает. Данный факт нужно учитывать в варианте Lpg interface (при работе с 5В потоком данных) – в программах диагностики необходимо ставить минимально возможную скорость обмена данных. (Обычно скорость уже установлена 9,6 кБит/сек, но всегда нужно проверить). Если возникает необходимость, возможно повысить скорость обмена данных – применить внешнее питание около 6В (получим около 5,5В с учетом защитного диода), например, используя просто 4 батарейки, или подать питание12В от автомобиля через гасящий 6В стабилитрон.
 
По вопросам приобретения адаптера обращаться на vv_mih@mail.ru
тел. 8(067) 652 24 75 (доставка по Украине)

 
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
 
 
 
2009 - 2017 © СПД Зайцев А.Б.
Сайт является средством массовой информации.
При перепечатке и цитировании в печатных СМИ ссылка на журнал "Компьютер" обязательна.
При перепечатке и цитировании в Интернете обязательна активная гиперссылка на сайт Comput.com.ua, не закрытая для индексирования.
Украина онлайн Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Сайтов YandeG